Развитие ребенка можно сравнить с восхождением по лестнице, где каждая ступенька вносит свой уникальный вклад в формирование полноценной и развитой личности. Однако жизненные обстоятельства могут нарушить этот процесс, и тогда ребенок начинает перепрыгивать ступеньки, топтаться на месте или, даже скатываться обратно вниз. Это приводит к дисбалансу между различными составляющими личности и проявляется в нарушении поведенческих, интеллектуальных и эмоциональных реакций.
Становление личности маленького человека можно сравнить со строительством кирпичной стены, которая растет вместе с ребенком. Гладкая и ровная стена, в которой каждый кирпичик находится на своем месте, свидетельствует о гармоничном и своевременном развитии. Негативные факторы обусловливают нарушение кладки: незаполненные участки обваливаются, стена становится неровной. Дефекты в расположении кирпичей соответствуют тем временным промежуткам, когда в жизни ребенка появились серьезные проблемы. В результате нарушается баланс в развитии отдельных сторон личности, который со временем будет усугубляться.
Ребенок, который развивается гармонично, всегда соответствует своему реальному возрасту как по внешним данным, так и по степени сформированности эмоциональных, интеллектуальных и социальных навыков. Другими словами говоря, все кусочки паззла, из которых состоит его личность, будут складываться в правильную картину, отвечающую его возрасту. Возможные нарушения приведут к тому, что целостность этой картины нарушится: в ней появятся фрагменты, показывающие опережение одних и отставание других сфер личности, изображение распадется на отдельные фрагменты и примет вид мозаики.
Возвращаясь к аналогии со стеной, можно соотнести реальный возраст ребенка с высотой этой стенки, а отдельные ее участки – с важнейшими составляющими личности:
- здоровье, физическое развитие и внешние данные;
- социально-поведенческие реакции;
- уровень интеллектуальной деятельности;
- эмоционально-чувственные реакции.
Поскольку эти составляющие тесно связаны между собой, то появление дефектов при формировании одной сферы неизбежно влияет на развитие других. Степень вреда, который несет в себе негативный опыт, прямо пропорциональна силе травмирующего фактора и обратно пропорциональна возрасту ребенка. Поэтому самые серьезные нарушения происходят именно в первые годы жизни.
Негативное воздействие на ребенка может соответствовать одному из четырех уровней, возрастая по мере перехода от одного к другому:
1 уровень: игнорирование интересов ребенка;
2 уровень: эмоциональное отторжение ребенка;
3 уровень: физическое насилие;
4 уровень: сексуальное насилие.
Если ребенка игнорируют и не поддерживают на эмоциональном уровне, то он может быть необщительным, неухоженным и недостаточно развитым в интеллектуальном плане. Однако, при изменении ситуации к лучшему, он легко наверстывает упущенное и перестает отличаться от других детей. Физическое насилие приводит к более серьезным последствиям: страдают его здоровье, внешний вид, умственное развитие. Он часто проявляет неадекватные поведенческие и эмоциональные реакции на внешние раздражители. Реабилитация такого ребенка занимает гораздо больше времени и требует систематичного комплексного подхода. Наконец, сексуальное насилие в детском возрасте способно затронуть все без исключения сферы личности и деформировать их. В результате наблюдаются отклонения в физическом, эмоциональном и умственном развитии, что находит свое проявление в устойчивом девиантном поведении. В этом случае уже не обойтись без участия медиков, психологов и психиатров.
Работая с проблемными детьми, психологи выявляют причины душевной травмы и период, когда она была нанесена. Многие дети, пережив в определенном возрасте негативное воздействие, застревают на этой ступеньке и демонстрируют отставание в развитии. Поэтому работа специалистов проводится в тесном контакте с родителями ребенка и должна быть направлена, прежде всего, на ликвидацию последствий этого воздействия и созданию благополучной и комфортной жизненной среды. Для преодоления отставания в интеллектуальном развитии и реализации творческих возможностей ребенка используется методика, построенная на нескольких принципах:
- постепенное вовлечение ребенка в интеллектуальную и творческую деятельность;
- создание «ситуации успеха» на любом этапе этой деятельности;
- оценивание не только результата, но и усилий ребенка, направленных на достижение цели;
- поощрение любой творческой инициативы и личного прогресса в обучении;
- сохранение доверительных отношений с ребенком, не зависимо от его успехов и прилежания.
Таким образом, задержка развития здоровых детей почти всегда обусловлена «мозаикой развития», возникающей из-за психических и физических травм, дефицита внимания со стороны взрослых, нездоровой эмоциональной обстановки вокруг. Для успешной всесторонней реабилитации необходимо обеспечить ребенку индивидуальный подход в максимально комфортной обстановке, постепенно развивая в нем учебную мотивацию на фоне его личных достижений. Только слаженная работа родителей, учителей и узких специалистов позволит реализовать потенциал ребенка и сформировать всесторонне развитую личность.